Как избежать Хайсайд
Физика Хайсайда (Highside) очень подробно и обстоятельно описана здесь. Мы попробуем разобраться, как его предотвратить. Хайсайд случается при совокупности трех причин: потеря сцепления заднего колеса с дорожным покрытием, значительный уход его от траектории, резкое восстановление сцепления. Если убрать одну из этих причин, то хайсайда не произойдет. Чаще всего это происходит в повороте или на выходе из него и чаще всего по ошибке пилота. В чем заключается роль пилота? Многие уличные волители при прохождении скоростного поворота инстинктивно сбрасывают газ и зажимают тормоза, заднее колесо разгружается и если еще к нему приложено тормозное усилие, то его начинает сносить, водитель инстинктивно отпускает задний тормоз и колесо получает сцепление с дорогой, получаем хайсайд. Некоторые проходят поворот без торможения (что, в общем в среде уличных водителей редкость), после руления добавляют газ, но достаточно резко или чрезмерно и, почувствовав, что колесо сносит, резко его закрывают, колесо получает сцепление и мы получаем тот же хайсайд. Разница между ними только в том, что одни получают его раньше, другие позже. Как это предотвратить? Вопрос достаточно сложный и однозначного ответа вы не получите. Если вы смотрели гонки профессионалов, то наверняка видели, что хайсайд происходит и там. Наиболее правильным мне представляется попытаться свести к минимуму риск возникновения каждой из трех причин хайсайда. Снос заднего колеса в повороте происходит в первом случае из-за неправильной развесовки, то есть на торможении нагрузка на переднее колесо возрастает, а на заднее уменьшается, во втором из-за неправильной дозировки газа.(Для справки: Для того чтобы не заблокировать заднее колесо мы должны входить в поворот на включенной передаче. Помимо прочего, гироскопический момент, создаваемый вращающимся задним колесом добавляет устойчивости мотоциклу.) Для того чтобы уменьшить риск сноса мы должны переместить массу тела назад (до поворота) и нагрузить заднее колесо путем плавного добавления газа или, хотя бы не тормозить активно предним. Когда вы почувствовали, что заднюю часть мотоцикла сносит, и она начинает поворачиваться относительно рулевой колонки, то ни в коем случае не пытайтесь прикладывать усилия к рулю. У вас еще есть шанс, что так же плавно, в заносе вы выйдете из этого положения или, в крайнем случае, получите Лоусайд (Lowside) если величина заноса – ухода от траектории будет значительной. Если вы выходите из поворота с тягой, то не бросайте резко газ, а просто перестаньте его добавлять. Не поддавайтесь панике. По мере выхода из поворота угол наклона мотоцикла и, следовательно заноса уменьшается и при условии, что вы не прикладываете никаких усилий к рулю, сцепление заднего колеса с дорогой усиливается и толчок, который вы получите в момент полного контакта резины с асфальтом будет не столь ощутимым и вам удастся избежать Хайсайда. Помните, что Хайсайд может случиться и при движении по прямой, если заднее колесо ощутимо снесет. Помните так же, что при заносе колесо не теряет сцепления с дорогой а только ослабляет его, даже если вы заехали на песок или в лужу масла. Удачи на дорогах. Автор Студент |