Из всех написанных мной заметок ни одна
не вызвала такого мощного потока флейма и полемически-возмущенных
откликов, как "Динамика переворота".
Такое ощущение, что
подавляющее большинство мотоциклистов просто не понимает, что к скольжению
заднего колеса при прямолинейном движении стоит отнестись серьезно и
осторожно. Ведь все мы в процессе обучения испытали на себе, что это
такое, и на уроках в мотошколе (MSF) при преднамеренной блокировке заднего
колеса мотоцикл практически всегда шел по прямолинейной траектории вплоть
до полной остановки. Люди делают вывод, что блокировка при движении по
прямой вовсе не опасна, равно как не опасно и отпустить педаль тормоза
после начала блокировки.
Одновременно с этим те же самые
мотоциклисты проявляют очевидные признаки самой настоящей паранойи при
упоминании о блокировке переднего колеса, независимо от траектории
движения мотоцикла.
Позвольте мне здесь более подробно рассмотреть
элементы упражнения блокировки заднего колеса мотоцикла, которое является
частью программы MSF, чтобы продемонстрировать, что в реальном мире все
происходит, мягко говоря, не совсем так. А именно:
-
При выполнении
упражнения ты блокируешь задний тормоз на скорости всего лишь порядка 20
миль/ч (32 км/ч).
-
При этом ты НЕ
работаешь передним тормозом.
-
Поверхность
площадки, на которой проводится обучение - всегда ровная и
горизонтальная, без уклонов в ту или иную сторону.
-
Для проведения
обучения мотошколы используют малокубатурные легкие мотоциклы без
багажных отделений или кофров, которые в реальной жизни почти всегда
неуравновешены в смысле нагрузки относительно центра тяжести мотоцикла.
Ну и что, спросишь ты? А теперь скажи-ка,
как долго после полной остановки тебе удастся удержать мотоцикл в
вертикальном положении, не опираясь ногами о землю? Где-то около секунды,
так? При скорости около 20 миль/час, если заблокировать задний тормоз, для
полной остановки потребуется примерно столько же времени. Другими словами,
при выполнении этого упражнения в этих "тепличных" условиях тебе просто не
хватает времени, чтобы ощутить потерю гироскопического эффекта, вызванную
прекращением вращения заднего колеса.
[Здесь я считаю необходимым
сделать одно замечание. Несмотря на то, что ты, возможно, думаешь иначе,
на самом деле твое равновесие на мотоцикле не зависит от его скорости.
Заданный мною выше вопрос неверен. Я должен был бы спросить " как долго
удастся тебе удержать мотоцикл в вертикальном положении, не опираясь
ногами о землю, после того, как заднее колесо перестанет вращаться?".
Равновесие мотоциклиста зависит прежде всего от эффекта гироскопической
стабилизации, который тем выше, чем выше скорость вращения заднего колеса,
а не скорость движения мотоцикла.]
(Во избежание споров
сомневающимся предлагается провести практический тест: поставить заднее
колесо мотоцикла на свободно вращающиеся испытательные катки, используемые
для стендовых испытаний автомобилей (например, на силу торможения,
экономичность, мощность и т.п.), и "тронуться с места" - при фактической
нулевой скорости мотоцикла относительно земли мотоциклист, находясь задним
колесом мотоцикла на катке, сможет имитировать движение, то есть держать
равновесие и "ехать" - Прим. перев.)
А что же особенного в том, что
при выполнении упражнения на площадке мотошколы ученик не пользуется
передним тормозом? А то, что в реальной жизни при необходимости экстренной
остановки нормальный человек всегда тормозит обеими тормозами, а не только
задним. И важно это потому, что если в момент начала скольжения заднего
колеса активно применить передний тормоз, то может случиться, что заднее
колесе будет стремиться замедляться медленнее, чем переднее. В таком
случае заднее колесо станет двигаться в направлении скольжения быстрее
переднего, стараясь сохранить свою скорость вращения, что приведет к
немедленному заносу - смещению заднего колеса влево или вправо
относительно следа качения переднего колеса.
На практике почти все
наши дороги построены с небольшим поперечным уклоном, чтобы обеспечить
сток дождевой воды, и нетрудно догадаться, что занос, как правило,
развивается именно в сторону уклона.
Что происходит дальше? Из-за
конструктивной особенности соединения рамы и передней вилки мотоцикла (они
всегда соединены под небольшим углом), при отклонении заднего колеса от
следа качения переднего (развитии заноса) рама мотоцикла всегда будет
немного наклоняться в противоположную заносу сторону. То есть мотоцикл как
бы сам будет стараться завалиться на бок (lowside).
Утверждение,
что багаж на мотоцикле практически никогда не сбалансирован, означает, что
занос будет развиваться в ту сторону, которая меньше загружена. Чем больше
дисбаланс, тем больше вероятность того, что это правило будет выполняться,
при этом занос будет еще и развиваться намного быстрее!
Если при
движении по прямой и блокировке заднего колеса мотоцикла началось развитие
заноса, можно смело утверждать, что точно также поведет себя этот мотоцикл
при движении в повороте и скольжении заднего колеса - произойдет занос
(отклонение движения заднего колеса от следа переднего). А дальше
происходит вот что. Если ты успеешь отпустить задний тормоз до того
момента, как занос достигнет более-менее значительной величины - 10
градусов или более, ты почувствуешь ощутимый толчок - именно в тот момент,
когда заднее колесо вновь обретет сцепление с дорожным покрытием и пойдет
по траектории переднего. При небольшом угле заноса это не приводит к
особым последствиям. Но при превышении указанного значения, то есть при
дальнейшем развитии заноса, разблокирование заднего колеса приводит к
толчку, вызванному крутильным моментом, намного более мощному, способному
не только выбросить мотоциклиста из седла, но и перевернуть мотоцикл через
переднее колесо. Это явление и называется highside.
Тем из вас, кто
настаивает на том, что будь данное упражнение настолько опасным,
инструкторы в мотошколе не позволяли бы его выполнять, напомню, что оно не
входит в стандартный курс подготовки мотоциклистов. Это упражнение
является частью курса для опытных водителей ("повышения мастерства"), на
которых обучаемые используют уже свои собственные мотоциклы, а не те
легкие аппараты, которые применяются на первоначальном этапе. При этом
если на твоем мотоцикле имеется система комбинированного торможения, при
которой нажатие на педаль заднего тормоза приводит в действие оба
тормозных контура - задний и передний, это упражнение считается
"необязательным", то есть ученик может отказаться от его выполнения. Я
НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую тебе отказаться и не испытывать судьбу, если на
твоем мотоцикле установлена подобная система. Очевидно, руководство MSF
хорошо понимает динамику процесса. (Но тогда мне непонятно, почему они
вообще не исключили данное упражнение из перечня).
Скольжение
заднего колеса без блокировки
Я уже неоднократно повторял, что
агрессивное использование заднего тормоза нельзя считать оправданным ни в
какой ситуации. В качестве аргумента я приводил свое мнение о том, что это
практически всегда заканчивается блокировкой заднего колеса, последующим
срывом в занос и вероятностью переворота (кстати, иногда для этого
отпускать задний тормоз вовсе не требуется).
Кроме того, несколько
раз я говорил и о том, что заднее колесо мотоцикла при вращении
обеспечивает удержание равновесия примерно 80 процентам массы мотоцикла за
счет гироскопического эффекта. Поэтому блокировкой заднего колеса ты по
определению добиваешься того, что мотоцикл становится практически
неустойчивым.
Но я упустил из вида еще одну жизненную ситуацию: как
справиться с боковым скольжением заднего колеса, если оно не
заблокировалось и продолжает вращаться? Например, в повороте ты попал на
полосу песка, и начался боковой снос. Что делать? Смириться и поспешить
завалиться на бок самому, не дожидаясь худшего?
Тут пришел черед
нескольким на первый взгляд неуместным комментариям.
-
Самоуверенность
при управлении мотоциклом опасна.
-
Не менее опасна
и слишком острая и упреждающая реакция.
-
В большинстве
случаев твой мотоцикл будет самостоятельно стремиться скорректировать
движение так, чтобы сохранить равновесие и устойчивость, не требуя
АБСОЛЮТНО НИКАКОГО вмешательства со стороны водителя.
-
Центробежная
сила НЕ выталкивает тебя к внешней стороне поворота.
Практически все мотоциклисты знают, что
при развитии заноса надо повернуть переднее колесо в сторону заноса. Но
при этом лишь немногие, кажется, осознают, что *ТЫ* не должен этого делать
- мотоцикл САМ сделает это за тебя и повернет руль на необходимый угол.
Твоя задача - не препятствовать этим самокорректирующим действиям.
Поменьше самоуверенности, и мотоцикл сам сделает все, что нужно.
Попытавшись сам выправить положение и не сумев выдержать нужный угол
поворота руля, ты принудительно выведешь мотоцикл из состояния равновесия,
которое он пытается удержать. Вот почему иногда излишняя самоуверенность
опасна.
Точно также чрезмерно острая реакция на некоторую потерю
равновесия почти всегда заканчивается плачевно. Стоит вцепиться мертвой
хваткой в руль при езде через поперечные борозды или по крупному булыжнику
- и тряска через твои руки и тело начнет передаваться на раму.
Неустойчивость переднего колеса распространится на всю массу мотоцикла.
Поэтому если в повороте заднее колесо начало слегка сносить в сторону,
корректирующие действия с твоей стороны могут привести к падению; впрочем,
вполне вероятно, что тебе удастся восстановить устойчивость мотоцикла. Все
зависит от того, не слишком ли острой и излишней окажется твоя реакция на
снос.
Не забывай о том, что пока вращается заднее колесо, у тебя
мало шансов упасть - настолько огромно влияние гироскопического эффекта.
Далее: если только снос не является следствием наезда на лужу масла или
участок льда, ты не ПОТЕРЯЛ сцепления с дорогой, а всего лишь ослабил его.
Это дает тебе возможность управлять мотоциклом в сносе заднего колеса при
помощи газа - ускоряться (или даже ОЧЕНЬ УМЕРЕННО замедляться закрытием
ручки газа).
И несмотря на то, что по всем ощущениям центробежная
сила стремится выбросить тебя от центра кривой, на самом деле она всего
лишь заставляет тебя двигаться по прямой линии, направленной по
касательной к кривой поворота.
Поэтому по мере развития сноса
прилагаемая к мотоциклу центробежная сила уменьшается. А это значит, что
по мере сноса сцепление шины с дорогой усиливается. Другими словами, если
ты сам не станешь НИЧЕГО предпринимать для исправления ситуации (кроме
того, что позволишь переднему колесу своего мотоцикла принять необходимое
положение по отношению к направлению заноса), у тебя есть все шансы на то,
что снос прекратится сам по себе.
Рассмотрим возможные реакции
мотоциклиста на снос заднего колеса:
-
Замедление -
НЕТ, НЕТ и еще раз НЕТ. Оно приведет к перераспределению веса и
существенно снизит сцепление заднего колеса с дорожным покрытием.
Результат - почти неизбежное падение.
-
Не делать
ничего и позволить переднему колесу самому повернуть на необходимый угол
- почти всегда срабатывает и при этом не требует никаких особых навыков.
-
Умеренное
ускорение - увеличивает сцепление заднего колеса с дорогой и способно
прекратить развитие сноса раньше, чем это произошло бы в предыдущем
случае. Требует определенных навыков, чтобы не перестараться с газом.
Мой искренний совет: не делай ничего!
Практически всегда снос прекращается сам по себе, если только ты сам не
поспособствуешь ухудшению ситуации. Посмотри любую гонку и увидишь, что
100% поворотов гонщики проходят со сносом заднего колеса! Теперь ты
понимаешь, что никакого волшебства здесь нет. Потому что ты понял физику
процесса.
И наконец, не рад ли ты тому, что почти все мотоциклы
обладают излишней поворачиваемостью? Надеюсь, что и твой тоже имеет эту
особенность и не проявляет склонности к недостаточной поворачиваемости,
потому что для вывода переднего колеса из сноса не придумано никакого
рецепта. Очень неприятно, когда в повороте оно вдруг начинает уходить
из-под тебя. Однако и тут действует старое правило, благодаря которому и
при сносе передка машину можно удержать: пока вращается заднее колесо,
небольшой снос переднего не влияет на устойчивость и мотоцикл можно
удержать на вираже. Только вот сиденье может внезапно промокнуть, уж
больно неприятные ощущения… ;-)
http://www.msgroup.org/DISCUSS.asp Motorcycle Tips
& Techniques by James R. Davis
перевод Maxie Max, panins@online.ru
|